Духовное воспитание в обществе и в семьеЖизнь человека, состоит из разных сторон его деятельности, но  она не мыслима без духовных ценностей, которые являются фундаментом всей человеческой жизни. Духовные ценности воспитывают душевные и нравственные  качества его характера, но, к большому сожалению, из-за тех катастроф какие потрясли Россию в прошлом веке, и из-за той образовательной системы, которую навязывали многие года, были уничтожены духовные и другие ценности человеческой души. Таким образом, были утрачены такие качества, как милосердие и сострадание, были под большим запретом православные обряды, русские традиции.

Сейчас, в начале ХХI века, возникают  вопросы. С какими ценностями мы вошли  в этот век? На чем будем воспитывать будущие поколение? И чтобы ответить на эти вопросы, необходимо, разработать православно-образовательную программу, которая включила бы в себя аспекты воспитания и образования, начиная с дошкольного возраста. В то же время эта программа должна быть построена на православной и русской этике, морали, нравственности.

Прежде всего, эта программа, должна быть направлена на работу в семье, как  в семье закладываются первые ростки воспитания, и какая бывает  семья, такие и дети. Далеко не секрет, что в настоящее время стремительно увеличиться рост таких пагубных проявлений, как детское наркомания, проституция, беспризорность и т.д. Есть множество причин от чего это происходит. Но главной причиной является, на мой взгляд, отсутствие русского Православного фундамента, на котором все строится. Именно русского, а не иностранного, который в настоящее время пытаются навязать различные центры и объединения.

Тут мне хотелось заострить внимание на духовное состояние самих родителей, а именно женщин, на чью долю зачастую ложится весь груз воспитания детей. Быть матерью —  не это ли самая большая награда для женщин? Но все чаще приходиться видеть, как маленькие комочки находят в мусорных контейнерах, или, куда хуже, в местах общественного пользования. И сразу возникают парадоксальные вопросы. Почему это происходит? Почему мать избавляется от своего ребенка? Что ею движет? И ответы на эти вопросы, кажется, всем ясны, – это экономические, жилищные и т.д. проблемы.

Но есть еще один спектр проблем – это боязнь перед своей собственной семьей показаться с ребенком. Ужасно, когда семья не принимает ребенка и толкает молодую маму избавиться от него, не предполагая,  что этот поступок может сломать всю жизнь молодой мамы, порой может привести к необратимым последствиям, а порой даже к летальному исходу. В подтверждение хочу привести один пример из  своей правозащитной деятельности.

Я  довольно часто бываю в сиротских учреждениях города. Вот как-то раз сижу я в кабинете директора городского приюта, неожиданно дверь открывается и в кабинет заходят  две женщины. Одной на вид лет 19 другой около 40 лет (как потом выяснилось мать и дочь) и с ними трехгодовалый мальчуган. В беседе, в которой принимала участие только мать, не давая даже слово сказать дочери, выяснилось, что дочь встречалась с парнем, который ни как не подходил для их семьи по социальному положению. Благодаря маме молодые люди расстались. Мать  не хочет, чтобы ее дочь растила одна ребенок без отца. Весь разговор, молодая мама прорыдала, прижимая к себе ребенка. Однако  в итоге они написали заявление об отказе, и мальчик, до завершения официальной процедуры отказа, остался ждать своей участи в приюте.

Конечно, бывают разные ситуации, в которые попадают женщины–матери, но как мне кажется, что этот пример четко показывает, что необходимо систематически вести работу с будущими родителями и членами семей по подготовке их к рождению ребенка. Такую работу  надо начинать со старших классов, и она  не должна замыкаться только на психологических аспектах, тут должны быть подключены  медики, юристы, социальные работники,  священнослужители и др. Цель этой работы — дать понять молодым людям всю важность и всю нравственную ответственность за рождения ребенка. Самый главный вопрос встает о том, в какой доходчивой форме это делать, чтобы молодые люди поняли все полноту ответственности  самого главного шага в их жизни. И, конечно же, коль ребенок родился, необходимо помочь матери,  семье, чтобы этот ребенок не оказался на улице или в сиротских учреждениях. Потому что никакое самое лучшие сиротское учреждения не заменит теплоту семейного дома, если же, конечно, в нем ребенок будет желанным.

Главная цель православно-образовательной программы состоит в том, чтобы воспитать  человеке духовные ценности, какие должны быть у православного русского человека,  дать понять и почувствовать их в себе. Воспитательная часть программы должна быть разработана  таким образом, чтобы привить и развить в человеке понятие о вере. Особенно это важно  в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, с молодежью и детьми – инвалидами.

На духовно–нравственном воспитании детей–инвалидов мне хочется остановиться более детально. У нас в каждым районе города существуют реабилитационные центры для таких детей, где предлагается широкий круг медико – образовательных услуг, но ни в одном из них, нет духовного воспитания. А таким детей  это крайне необходимо, а также семье, где  воспитывается такой ребенок. Существует психологическая помощь, но она никогда не заменит духовную помощь. Должна быть проявлена инициатива не  только  самих учреждений. Тут должно быть обоюдное стремление как  самих Центров так и  Православной Церкви. Необходимо проводить информационно–просветительскую работу с руководителями таких учреждении, а также с самими родителями.

Эта проблема более остро стоит перед молодыми инвалидами, потому что, зачастую, эти люди находиться в четырех стенах, годами не выходя на улицу, что порой приводит к  попаданию в различные секта и даже к суициду. И чтобы помочь таким людям, стоит задуматься о духовном патронаже, который включал бы в себя элементы духовно-нравственного воспитания, тем самым помог бы такому человеку сформироваться как личности.

С образованием детей-инвалидов дело обстоит куда сложнее, особенно это касается среднего образования. По заключению медико-педагогической комиссии большое количество детей-инвалидов признаются не обучаемыми, по псевдо-психическим показаниям. Зачастую это происходит оттого,  что ребенок назвал не так картинку или букву. Тем самым дети-инвалиды не получают самых элементарных знаний. А среди таких детей есть такие, которые нормально умственно развиваются и которые могут обучаться по нормальной или вспомогательной программе. Но чтобы добиться этого, родители должны потратить огромные силы, что нередко  приводит к их нервным срывам.

Еще на одной насущной проблеме мне хочется остановиться. Это духовно–нравственное воспитание наиболее трудной категории детей, таких как  дети – сироты. Прежде всего, надо отметить, что такая работа в сиротских учреждениях не ведется вообще. Ребенок, выходя из детского дома, выходит озлобленный на весь мир. Не секрет, что такие дети после выхода из сиротских учреждений попадают в криминальную среду, приобщаются к алкоголизму, наркомании, что приводит к печальным последствиям. Тут необходимо подумать о разработке целостной программы, которая  помогла бы таким детям  и в самих учреждениях и после них. Помогла именно в духовно–нравственном плане, чтобы ребенок мог противостоять пагубным влияниям, чтобы мог бы защитить себя от них.

Это программа должна включать в себе и другие аспекты человеческой жизни, и один из главных аспектов —  православный быт и образ жизни. Для этой цели необходимо создание православных центров, где могли бы собираться семьи и, с помощью священников, православных педагогов, психологов и других специалистов, обсуждать свои проблемы. С помощью этих специалистов находить решения этих проблем. В центрах велись бы занятия с молодежью, где им рассказывали бы о православном образе жизни, подготавливали молодых людей к созданию семьи на православной основе.

Главная цель заключается  в том, чтобы помочь человеку найти дорогу к вере, помочь человеку реализовать свои устремление и приобщиться к Церкви, отгородить его от пагубного влияния тоталитарных сект. Таким образом, эта работа позволит снизить опасность зомбирования  молодежи со стороны различных сект и группировок, которая в настоящее время с помощью средств массовой информации приобретает глобальные масштабы.

Воспитательная и разъяснительная работа среди детей, молодежи и их семьей поможет  воспитанию духовно — нравственных  качеств. Особенно хочется, чтобы такая работа велась в школах. Ребенок,  попадая в трудную жизненную ситуацию, часто сталкивается с  непониманием  со стороны учителей, со стороны родителей, и он идет туда, где его понимают, попадая под дурное влияние. Тут хорошо бы, чтобы при школах и других образовательных учреждениях создавались консультационные пункты, где священники, православные психологи пытались выслушать и найти выход из сложившей ситуации на православной основе. Чтобы решить эти и другие проблемы, нужно чтобы  ребенок, научился  самостоятельно  формировать свои взгляды и свое личное мнение на православной основе, проявить  черты характера, присущего  русскому православному человеку.

Поделиться статьёй: