Все дети рисуют.
Я начала рисовать раньше, чем себя помню. Мама рассказала мне историю о том, как её подруга привезла в подарок губную помаду из Москвы. Время было дефицитное и чтобы обрести желанную вещь, помимо денег надо было проявить смекалку и поймать удачный случай.
И вот, она счастливая обладательница нужного оттенка помады, предмет восхищения и зависти подруг оставлен на тумбочке, а она на минуту вышла из комнаты и когда вернулась, увидела красные лучи заходящего на одеяле солнышка. Таким образом, мне удалось » убить» двух «зайцев»,- пододеяльник и мамину помаду. Но я этот случай не помню, наверное, потому что меня не ругали, да и была я ещё очень маленькая. Мама говорит, что погоревали они с бабушкой, но не очень. Главное, что ребёнок не хулиганит, а делом занимается,- рисует. Рисовать мне разрешалось везде. Всё было изрисовано в размер моего роста.
Сейчас у меня дочка 6-ти лет. Со стен она уже перешла на бумагу. Но я помню её увлечение монументальным искусством. Мы специально не клеили обои, а красили стены белой эмульсионкой. В высоту роста 2-х, 3-х летнего ребёнка вырос настоящий мир человеческих образов в детском восприятии. Это очень интересно наблюдать. Он осознан и выстроен по законам не только изобразительным. Например: — мама большая, она даёт жизнь. В её животе малыш, он такой же, но маленький. Папа меньше мамы, у него нет груди, а грудь,- это еда и покой. Дальше, уже совсем маленькие бегают человечки, играющие в мяч.
В своём детстве я рисовала шариковой ручкой, дочка рисует фломастерами и гелевой ручкой тоже. Я не пытаюсь её учить. Считаю, что Свобода выражения главное в этом возрасте. И смысл рисования сейчас,- это игра и развитие воображения, моторики руки.
Необходимость освоения школы рисунка появляется годам к 11-и, 13-и, но это уже зависит от личных устремлений ребёнка. В этом возрасте как раз и берут в художественную школу.
В художественной школе мне очень повезло с педагогом. Минченко Лариса Константиновна привила мне любовь к изучению мира, созерцанию его изменчивых форм и желание обрести мастерство.
Она говорила, что надо сравнивать себя с Великими художниками. Лучше завысить планку, чем занизить её. В худ. Школе она называла маленьких нас на «Вы» и мы чувствовали взрослую ответственность и глубокое уважение к своему учителю. Я не помню, чтобы нам ставили оценки. Это было, наверное, на обходе. Скорее для отчётности. Но нас никогда не ориентировали на оценку. Глупо смотреть на 5-и бальную шкалу, если ты хочешь писать как Леонардо.
Сейчас я понимаю, насколько это было мудрое обучение. Многие из нашего класса стали профессионалами в области искусств. Семена, брошенные на благодатную почву детского разума, проросли и дали свои всходы. Самое главное, не просто сформировать навык, а научить учиться, заразить желанием созидать и гореть любовью к своему делу.