Ученые признают, что на психическое развитие человека влияет как наследственность, так и окружающая среда. Но что оказывает большее воздействие, а что – меньшее, до сих пор является предметом многочисленных дискуссий. Психолог Джон Процко из Калифорнийского университета проанализировал имеющиеся исследования развития детей, родившихся с низкой массой тела, чтобы определить, как на них повлияли занятии со взрослыми. Основной вывод: вмешательство взрослых влияло на рост интеллекта, но при уменьшении развивающих занятий развитие тормозилось, а после их прекращения со временем все достигнутое сказывалось все меньше.
Процко сделал вывод, что занятия с детьми дома или в специальных детских дошкольных центрах могут повысить их общий интеллект: развить память, эмоции, мышление и осведомленность относительно окружающего мира. При этом изменения происходят качественные, а не просто количественные – увеличение баллов по какой-либо шкале. Но если положительное влияние прекращается, может произойти остановка в развитии познавательных способностей.
Процко проанализировал результаты действия «Программы младенческого здоровья и развития», которая охватывала 985 детей, в течение первых трех лет своей жизни находившихся под влиянием интенсивных познавательных мероприятий. Эти мероприятия были предназначены для смягчения негативных последствий рождения с низкой массой тела.
В возрасте 3 лет дети прошли обследование относительно базовых показателей интеллекта. В возрасте от 5 до 8 лет, через два года после завершения участия в программе, они прошли такое обследование вновь.
Результаты показали, что программа подняла общий интеллект детей к возрасту 3 года. Но к 5 годам это влияние ощущалось не столь сильно. Таким образом, предположение, что более высокое развитие интеллекта в одном возрасте влечет более высокое развитие в дальнейшем, не подтвердилось. Процко делает вывод, что интеллект может усиленно развиваться в ответ на запрос общества, а когда такого запроса нет, он возвращается на свой прежний уровень. Повышение IQ может происходить без изменений в общем интеллекте, и, в то время как IQ и общий интеллект могут быть повышены за счет целенаправленных занятий, любые достигнутые результаты не являются постоянными и исчезают с течением времени.
Сказанное выше не означает, что занятия с детьми, направленные на повышение интеллектуального развития, бесполезны или обречены на провал. Напротив, хорошая новость: упущенное в раннем возрасте можно наверстать. Занятия с детьми в домашних условиях, чтение им книг с дальнейшим обсуждением прочитанного и посещение детьми различных детских центров поможет им стать умнее, сделает их жизнь насыщенней и откроет перед ними больше возможностей в дальнейшем.