Анонс
Обзорная статья, знакомящая родителей с фактами научных исследований в сфере успеваемости ребенка и воздействия внешних факторов.
Сообщества гениев – будущая элита мира
Многие годы люди пребывали в уверенности, что повышенный интеллект им дается с рождения. По этому принципу работают некоторые закрытые общества «гениев», куда принимают исключительно после проверки уровня интеллекта. Причем IQ должен быть как минимум в 4 раза выше среднестатистического. В одном из таких сообществ насчитывается около 80 человек, и оно считается самым крупным в мире. Самым последним членом группы стал ребенок, возраст которого едва перевалил за 4 года. Его уровень IQ составил 160 баллов, что равно интеллекту Эйнштейна.
Что знает четырехлетний гений? Шервин Сараби владеет периодической таблицей Менделеева, которую знает наизусть, точно знает месторасположение на карте всех стран, а также их флаги. Количество прочитанных ребенком книг уже превысило 1 000 штук. Он уже тогда ходил в школу, когда ему было на 2 года меньше, чем его одноклассникам.
«Виноват» ли возраст?
В одном из популярных изданий Великобритании были опубликованы интересные результаты исследований. Ученые постарались выяснить, какая существует взаимосвязь между возрастом, в котором ребенок научился читать, и его последующим развитием. Для этого была отобрана группа из 2 000 близнецов, чтобы полностью исключить генетический фактор. Им хотелось изучить влияние на умственные способности исключительно внешних раздражителей.
Учеными был четко зафиксирован возраст каждого ребенка в паре, когда он научился читать. А затем проводились контрольные исследования, начиная с 7 лет и заканчивая 16. И результаты оказались следующими. Тот ребенок из пары, кто начал читать раньше, дальше демонстрировал лучшие показатели умственного развития.
По этим результатам учеными был сделан вывод, что чтение способствует последующему развитию невербальных и вербальных навыков, помогая ребенку быстрее оценивать внешний мир и принимать решения. Поэтому можно смело говорить, что те дети, которые научились читать раньше своих сверстников, имеют все шансы стать вундеркиндами.
Влияние компьютера: так ли все плохо на самом деле
О пагубном влиянии компьютеров на детскую психику не знает лишь глухой и слепой. Об этом вот уже несколько лет твердят все каналы, и вещают СМИ. Истерия по поводу гаджетов и их отрицательного воздействия на школьную успеваемость все еще набирает обороты. Но все ли так плачевно на самом деле? Неужели необходимо стараться всеми силами изолировать ребенка от всех новинок технического прогресса?
Ученые ответили и на этот вопрос, проведя целый ряд исследований. Так, аргентинская команда ученых пришла к удивительному выводу: компьютерные игры способны существенно повысить успеваемость. В исследовании принимало участие 111 детей младшего школьного возраста. И все они были из очень неблагополучных семей, показывая самые неудовлетворительные показатели в своих школах. На протяжении 10 недель ребятишки играли в компьютерные игры, которые для них выбирал куратор проекта. Причем игры подбирались исключительно на развитие когнитивного контроля и тренировки рабочей памяти.
Школьные педагоги ничего не знали об исследованиях, но через довольно небольшой промежуток времени стали отмечать возросшую успеваемость своих учеников. Оценки стали лучше по математике и языку, практически сравнявшись с показателями учеников из успешных семей.
Нужны ли краткосрочные перерывы в занятиях
Американские неврологи провели ряд исследований и, сами того не осознавая, подтвердили правоту советского лозунга «учиться, учиться и учиться». Им удалось доказать, что кратковременные перерывы в занятиях, где требуется повышенная концентрация внимания, очень пагубно влияют на результативность. Кратковременная память теряет информацию, на восстановление которой требуется дополнительное время.
Школьникам, участвовавшим в эксперименте, дали задание, согласно которому они должны были написать сначала черновик ответа на экзаменационный вопрос, а затем переписать его в чистовом виде. Участников поделили на две группы, одну из которых трижды отвлекали на каждом из этапов написания. Вторую группу оставили спокойно писать ответ и не тревожили ни разу. Перерывы составляли не больше минуты, и в течение этого времени ученики должны были решить несложный математический пример.
В результате итог оказался следующим. 95% участников той группы, которую постоянно отвлекали, дали ответ еле дотягивающий до тройки, в то время как участники второй группы написали на среднюю четверку. Но самым удивительным оказалось не это. Те, кого постоянно отвлекали, в черновике написали гораздо больше, чем потом перенесли в чистовик: около 25% просто «потерялось» в процессе переписывания.
Вывод напрашивается сам собой. Если мозг одновременно занимать несколькими задачами, то большая их часть будет выполнена некачественно. Родителям, чьи дети постоянно отвлекаются от выполнения домашних заданий просмотрами постов и лайков в социальных сетях, необходимо принимать меры. Иначе успеваемость ребенка будет резко падать.