Ребенок не полезет к горячей кастрюле, если ему дать достаточно деятельности для самоутверждения на кухне.
Ребенок гордится, думая: «Я помогаю варить суп», а мама в уже раздумье: «Пока мясо варится, надо малыша занять чем-то».
Можно дать мыть морковку. Отлично. Мыть картошку. В общем – мыть овощи. И от ножа далеко и в воде плескаться любит. Прекрасно. Можно вместе выбирать и доставать овощи из холодильника – и чадо будет довольно и на глазах всё время.
Если вы думаете, что для ребёнка «готовить» — это значит «резать ножом и мешать половником в кипятке» — то Вы сильно ошибаетесь.

Для малыша «готовить» — это участвовать в волшебном процессе, когда начинает пахнуть супом. Вот как замечательно помогает моя полуторагодовалая племяшка готовить обед:
1) Одевает с моей помощью фартук как настоящий помощник, который знает, что на кухню без фартука нельзя. Я тоже на кухню – только в фартуке.
2) Держит и подает мне прихватки, когда я прошу её об этом.
3) Выбирает со мной вместе, когда я спрашиваю:
«Какую морковку в супчик положим?» (Дети любят выбирать даже из одинаковых вещей – то, что нам «без разницы», им доставляет огромное удовольствие! Так почему бы этим не воспользоваться?!)
«Где тут у нас болгарский перчик? Какой мы возьмем – жёлтый или красный?» (Можно заодно и цвета повторить)
«Какую картошку варить будем – большую или маленькую?» (Заодно учимся сравнивать – большая, маленькая, больше, меньше, побольше, поменьше). «Тогда доставай в ящичке три маленьких картошечки, (до трёх маленького ребенка тоже легко научить считать) клади всё это в мисочку, пойдём мыть».
4) Далее малыш моет выбранные овощи в тёплой воде. Ради этого удовольствия мы стали варить для супа картофель в мундире, а потом уже очищенный добавлять в кастрюлю или в тарелку – тоже как «главный поварёнок» решит.
5) Очень ответственно держит мытые морковки, перцы и прочие овощи, давая мне их по одному, чтобы я их резала ножиком. Проверяет в мисочке с нарезанными ломтиками – нет ли слишком крупных, всё ли правильно я сделала (всё ли правильно порезала). Слишком крупные на её взгляд – возвращает мне, чтобы я ещё разрезала, чтобы было удобно кушать.
6) Сидя у меня на руках с серьёзным видом, смотрит как я мешаю ложкой суп и пробую ножиком картошку. Обе ручки племяшки при этом обязательно чем-нибудь заняты – например, даю подержать прихватки. Тактильные ощущения переполнены, зрительно она тоже участвует со мной, поэтому к половнику она даже не тянется. Она на 100% чувствует собственную занятость и свободного «не оприходованного» внимания на шалости у неё просто не остается.
7) С удовольствием пробует вместе со мной варящийся супчик на соль. Конечно я пробую сама в начале, потом набираю ложечку для нее, дую, даю ей подуть на ложечку, и только потом аккуратненько племяшка пробует. И тогда мы совместно думаем: «Вкусно?..» Вкусно. «Соли добавить?»
8) И так далее: «Какую вермишель сварим?», «Какую крупу положим?», «Какие ягодки возьмём?»… Во всех кашах, киселях и компотах может быть бесценная доля труда Вашего ребёнка.

Конечно, фартук и хозяюшкин халатик потом с малыша надо снять и как минимум просушить. А ещё лучше – простирнуть. Но ведь и стирать ребёнок любит!
И вот племяшка в маленьком беленьком тазике, в тёплой водичке радостно полощет практически чистые ежедневно стирающиеся свои вещи. Это же красота! Сейчас есть масса стиральных средств, не вызывающих аллергии – для маленькой хозяюшки просто раздолье. Можно даже в шампуне стирать – пусть ребёнок наслаждается и знает, что его одежда всегда хорошо пахнет, потому что он умничка и хозяюшка!

Золотко, а не ребёнок!
О других идеях трудового воспитания в различном возрасте под девизом «Труд с любовью» читайте на моей страничке и в рубриках «Растим помощника», «Мамины помощники», «Юные хозяюшки».
https://vk.com/id45374969

Поделиться статьёй: