Итак, не каждый вопрос – наводящий. Намёки и подсказки – не в счёт. Директивные указания – не годятся. Решать вместо ребёнка – нельзя. Надо задать такой вопрос, чтобы отвечая на него, ребёнок лучше понял задачу. Да и профилактику возможных ошибок – в этот же вопрос вложить! Конечно, непросто. Поэтому приветствуется последовательная цепочка наводящих вопросов. Если после первых вопросов ребёнок «включился» и нашёл решение сам – последующие вопросы можно и не озвучивать.
Родители часто спрашивают: «А можно ли хоть как-то описать алгоритм построения таких наводящих вопросов?» Конечно, такие вопросы всегда индивидуальны. Они зависят и от ребёнка, и от задачи, и от маминых способностей. Но есть основные принципы, практические советы и аспекты, на которые стоит обратить своё внимание. Подробнее? С удовольствием!
Алгоритм составления Наводящих Вопросов:
- Решить задачу. Если Вы не знаете, какой способ рассуждений предпочтёт Ваш ребёнок – то постарайтесь решить задачу разными способами. Что в решении вызовет трудности у Вашего ребёнка? Поможет ли ему чертёж? Какими способами он попробует решать в первую очередь? Какие знания ему надо напомнить, чтобы он не запутался? (Проходя по каждому следующему пункту – Вы ещё лучше будете понимать, что и как надо напомнить, что и как нарисовать, от каких несущественных подробностей отвлечься, от каких неверных ассоциаций оградить).
- Предусмотреть ошибки. Какие ошибки могут возникнуть у ребёнка в этой задаче? Ошибки могут быть вычислительного характера и логического. Надо предусмотреть всё. Вычислительные? Какова причина? Невнимательность или пропустил важную тему, не умеет выполнять действие? Как застраховаться от его «привычных» ошибок? А какие логические ошибки в рассуждениях он может в этой задаче допустить? Можно ли от них подстраховаться? Какой вопрос задать, чтобы обратил внимание и сразу разобрался в сложном для себя моменте? Может ли облегчить это чертёж?
- Перефразируем задачу. Не надо читать по 10 раз слово в слово текст задачи. С ним надо работать. Раз прочли – и начали думать. Как перефразировать ВСЮ задачу, оставив только суть? Что нам известно? И что от нас хотят? Чертёж помогает и задачу перефразировать, и понять её глубже, и кое-какие полезные мысли себе даже на первом этапе уже наметить. Практически всегда стоит себя спросить: «Как ещё можно сформулировать себе вопрос нашей задачи?» В ряде случаев полезно подумать: «Может быть нам ещё что-то известно? Может тут какие-нибудь отрезки равны? Есть на подозрении? Тогда проверим!» Но бывают задачи и более творческие, соответственно и наводящие вопросы тоже. Иметь ввиду надо разные варианты наводящих вопросов, а вот что именно озвучивать – зависит от хода мыслей вашего ребёнка.
- Актуализация — в помощь! Если для решения задачки нужно вспомнить какую-то информацию (например, формулы приведения, или таблицу первообразных, или совсем детский вариант – таблицу Пифагора) надо подумать как это знание из памяти ребёнка «поднять на поверхность». Если ребёнок хорошо учится и не имеет проблем с пройденным материалом – то можно просто написать на листочке (как бы для себя) и положить на стол с собою рядом. Если будет нужно – он сориентируется и прочтёт, а Вы будете знать что именно он не успел выучить. Только не устраивайте «трагедию» в стиле Шекспира! Забывчивость не влияет на логику Вашего ребёнка. Часто дети, забывающие таблицу Пифагора, блистают в решении сложных математических задач. Просто «память» и «логика» — это две разные функции. Вам нужно потренировать с ним память и выяснить, как и что ему легче запоминать. И умело этим пользоваться. В этом и состоит умение учиться.
Как правильно задавать наводящие вопросы? Какими будут наводящие вопросы по математике для детей с гуманитарными наклонностями? Возможно ли такое?
Возможно! И не только возможно, но и необходимо.
Давайте учиться задавать наводящие вопросы вместе!