А как Вы рассказываете сказку?
Будучи профессорской дочкой и внучкой научных сотрудников, преподавателей, я росла на добрых развивающих сказках, которые мне сочиняли дедушка с бабушкой. На ночь ежедневно придумывалась новая сказка.
А вот любимые «Сказки Пушкина» мы читали днём, рассматривая картинки, рассуждали и снабжали подробностями, которые я живо запоминала, и повторяла, как только слышала строки и рифмы, к которым они относились.
Возможно восхищение бабушкой и дедушкой, их подходом к детям, их умение рассказывать сказки и привили мне любовь к науке, к педагогике, к детям. Во мне живёт их умение объяснять простым языком даже самые сложные вещи. «Ведь в жизни не так много сложных вопросов, как кажется; зато много людей, не умеющих говорить. Умей говорить и объяснять – и сложных вопросов станет меньше». Так считала моя педагогичная поцелованная Богом бабушка. Она была талантливым педагогом.
Моей дочке Танечке мы тоже сочиняли сказки всей семьёй. И конечно же это не отменяло знакомства ребёнка с нашей знаменитой сказочной классикой!
В 2 годика Танюшка обожала «Сказку о Царе Салтане», причём объём ТЕКСТА сказки не пугал её – мы делили сказку на части и читали её «порциями», вместе пересказывали по картинкам «всё, что было раньше», дабы приступить к чтению «дальше». И дело тут не в наличии закладочки на страничке, а во включении ребёнка в сюжет, в воспоминании и воспроизведении, в узнавании и ожидании, в сопереживании и любопытстве. Заодно ребёнок учится и запоминать, и говорить, и рассуждать, и пересказвать. В 2 годика малыш уже кое-что может и это очень важно поддерживать, стимулировать и развивать!
А вот героями НАШИХ сказок, которые я сама сочиняла Танюшке, часто выступали её друзья, любимые персонажи или домашние питомцы. Частенько она просила сказку о ком-нибудь из героев картин великих художников. Чаще всего импровизированных сказок удостаивались картины Васнецова, Врубеля, Маковского, Брюллова. Танюшка очень любила разглядывать фотографии экспонатов Эрмитажа, залов и фонтанов Петергофа, которые тоже становились неотъемлемой частью сказок. А после каждого нашего похода в областной Краеведческий музей Танюшка просила сказку, где обязательно фигурировал бы «Алёнушкин сарафанчик, платочек и лапти» (экспонаты женской одежды 19 века), курочки, зайчики, лисичка и сова (экспонаты зала дикой природы нашей области), а также бабочки (зал бабочек в музее) и прочие достопримечательности. Всё, что ребёнку интересно, всё, что его сегодня восхитило – достойно особого внимания и облачения в волшебные и познавательные истории. Развитие ребёнка в раннем детстве базируется на его удивлении и рассказе о чём-то интересном и важном.
Иногда в наши сказки попадал даже «лось», которого она видела в Краеведческом музее и поначалу побаивалась, мы ведь стали приходить в музей с совсем крохой, когда она ещё только училась ходить и 10-15 минут нашего пребывания она сидела на руках. Когда она впервые стоя сама на своих ножках увидела каким высоким и могучим кажется чучело лося – она испугалась… А потом «мы с лосем подружились», я рассказывала, что он питается листиками деревьев и поэтому ему нужны длинные ножки – чтобы достать до вкусных веточек. В итоге все страхи прошли!
В 3 годика мы с дочкой играли в театр и ставили простенькие басни Крылова.
В 3 годика девочка прекрасно умела ориентироваться в книжках: знала, как найти «Оглавление», и устраивалась поудобнее рядом с вопросом «Прочитай все строчки». Следующий вопрос: «А про что там?» Рассказываю краткое содержание басен, а она выбирает и… У нас был уговор «Таня открывает страничку – мама читает». Найти страничку, указанную в Оглавлении – она умела великолепно! И вот выбрав «для театра» новую басню в книжке, она начинала увлечённо придумывать реквизит к нашим новым постановкам.
А в 4 годика дочка смогла очень точно откомментировать несколько страничек А.Дюма, прочтённых мною вслух, и попросила читать дальше. В итоге до 1-го класса мы не только прочли «всех мушкетёров», но и читали «по очереди», чтобы у мамы глазки отдохнули. Начав с уговора «Таня одно предложение, мама — абзац», дошли до повышения планки «Таня один абзац, мама – страничку». И прежде чем читать дальше – Таня мне «помогала вспоминать» (пересказывала) то, что мы читали раньше и на чём остановились.
Многие романы – это тоже вид сказок. Если правильно убрать лишнее – то можно сделать сказку для умных детей.