Содержание и сложность игры меняется по мере взросления ребенка. Например, с 3 лет дети уже могут играть роль врача, шофера, строителя и т.д. Кроме того, они уже могут планировать свои действия, сосредоточено заниматься одним делом на протяжении 35-40 минут и добиваться поставленной цели. С каждым годом у них повышается активность, а игры — отличный способ провести время, развивая самостоятельность, инициативу и творчество у детей.
Родители должны уметь руководить игрой с помощью таких воспитательных приемов, как пример, обучение или объяснение. Но нужно помнить, что дети должны учиться играть в игры самостоятельно, поэтому по мере взросления ребенка ему необходимо предоставлять все больше инициативы. Также можно менять направление игры, усложнять ее, повышая тем самым интерес детей к игре.
При этом нужно чередовать подвижные и спокойные (настольные) игры, поскольку дети быстро устают от однообразных движений. Например, если ребенок много бегал и прыгал по дому, а затем вы вышли погулять на свежем воздухе, то он говорит, что уже набегался, и просится на руки. И он действительно набегался. В подвижных играх необходимо равномерно распределять нагрузку на все части тела. Трудные упражнения нужно чередовать с легкими, подвижные — со спокойными, а также делать перерывы между занятиями.
ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ
В качестве сюжета для игры должны использоваться простые и понятные вещи для детей такого возраста. Сама игра при этом должна содержать всего один эпизод. Например:
- курочка ведет гулять своих цыплят, но пошел дождь, и все цыплята собираются возле курочки;
- воробьи гуляют на улице, но появился кот, и все воробьи испугались и улетели;
- машины едут по улице, а милиционер дает знак, чтобы все машины остановились.
С помощью таких простых правил можно научить детей реагировать на команды взрослого человека, собираться в одном месте или бегать в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.
В таких играх дети выполняют знакомые им роли птичек, цыплят, машин, а взрослым нужно взять на себя роль курочки, милиционера или кота. Поскольку маленьким детям еще трудно выполнять все правила игры, не стоит ставить для них слишком сложных задач. Кроме того, подвижная игра не должна включать в себя незнакомые для ребенка движения. Как правило, детей такого возраста интересует не результат игры, а процесс движений. Сделать игру еще более увлекательной можно благодаря эмоциональной окраске.
Например, есть такая замечательная подвижная игра под названием «Солнышко и дождик». Правила у нее очень просты. Дети сидят на стульях или скамейках. Затем ведущий говорит, что светит солнышко и можно идти гулять, и дети начинают ходить или бегать. Через некоторое время ведущий сообщает о том, что начался дождик и нужно скорее бежать домой, и дети убегают на свои места. Далее снова «выходит солнышко», и все повторяется сначала.
С помощью такой простой игры можно научить детей внимательно слушать ведущего и действовать по его сигналу, ходить и бегать, не наталкиваясь друг на друга. Играть в нее можно как на улице, так и в помещении. Вместо стульев ведущий может использовать зонтик, под которым будут прятаться дети от дождя. А чтобы во время прогулки им не было скучно, можно предложить собирать цветы, походить парами, попрыгать и т.д.
Подобных игр существует очень много:
- «Прыгающие воробьи». Дети выстраиваются перед ведущим и повторяют его движения, которые изображают прыгающих воробьев.
- «Прыгай, как мяч». Ведущему нужно взять мяч и ударить им об пол (не сильно), а дети должны подпрыгивать одновременно с мячом, пытаясь сохранить заданный темп.
- «Прыжки через ручей». На асфальте нужно прочертить мелом 2 линии с расстоянием 10-20 см между ними. Дети же должны по очереди перепрыгивать через этот «ручей». Ширину его можно постепенно увеличивать.