А Вы умеете составлять стихотворные памятки к задачам и правилам?

Не для кого не секрет, что многие правила в русском языке легче запоминаются, если использовать весёлые стихотворения, каламбуры и юморески.

Так всем нам со школьных лет знаком каламбурчик, помогающий запомнить падежи русского языка:

Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.

Каждое слово в нём начинается с той же буквы, что и название запоминаемых падежей: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный.

 

Ещё пример. Слова-исключения, в которых после Ц пишется Ы:

ЦЫган на ЦЫпочках подошёл к ЦЫплёнку и сказал «ЦЫц»

 

С помощью стихотворных каламбуров и юморесок можно оптимизировать изучение любого предмета, включая физико-математические дисциплины. Не так уж и сложно сочинить простой стишок для запоминания нужной формулы или константы. Зато легко и интересно учиться.

Вот как это можно сделать:

1). Подберите рифмы к термину, который надо запомнить. Если найдётся несколько рифм – будет даже интереснее, ведь у Вас появится выбор.

2). Термин и рифма к нему – это окончания парных строк. Остаётся придумать «первые половинки» этих строчек. Полный полёт Вашей фантазии. Можно сочинить всего две строки, а можно и четверостишие или больше – дело Ваше. Не смущайтесь, если получится смешно или даже абсурдно. Окей! Чем смешнее – тем лучше запоминается.

 

Пример. Как легко запомнить и не путать «Параллелограмм» и «Параллелепипед»?

Возьмём рифмы к этим двум словам: «Грамм» и «Щиплет». Придумаем визуальные образы и соответствующее им содержание строк, и получим например, такое:

 

— На бумаге   весом в грамм

Я   черчу   Пар…лело…Грамм!

 

— А кирпич – Пар…леле…Пипед!

Бац на ногу! Ранку щиплет!

 

Для математических стишков можно намеренно разбивать слова на слоги, использовать разговорный стиль, ставить крупные буквы в середине слов, словом всячески усиливать эмоциональный и зрительный эффект. Этот простой принцип значительно облегчает обучение. И даже если Ваше чадо не любит делать чертежи – то такое правило в стихах запоминается и без дополнительных иллюстраций.

Многие дети, начав писать шутливые стишки о математике, вскоре так увлекаются, что начинают свободно рифмовать любые мысли, осваивая самые разные поэтические формы и стили. Именно поэтому среди физиков и математиков так много бардов.

Моя дочь тоже начинала свой стихотворный опыт с простеньких «запоминалок», а теперь пишет стихи для друзей и для души.

Напоследок приведу одно из наших с ней стихотворений (вновь о математике). Вот такую шутливую историю в стихах мы сочинили об известной формуле площади круга.

Ехал в поезде Профессор;

Наслаждаючись прогрессом,

Чай с баранкой попивал

Да кроссвордики решал.

Сели двое Шалопаев.

Книг хороших не читая,

Лишь вопросы задают

Да с беседой пристают.

Ох, и глупые ж вопросы?!

— Почему круглы колёса?

— Почему вагон стучит?

А Профессор – знай, мочит.

«Рассказать им про рессоры?!

Будут долги разговоры!..»

Ночь… И спать ему охота…

Навалилася дремота…

Чай с баранками допивши,

Лоб газеткою прикрывши,

Отложив на стол пенсне,

Видел формулы во сне…

Раззадоривши друг друга,

Братья хором: — Площадь круга?!

— Площадь?.. Круг?.. Пи Эр в «квадрате»!.. –

Буркнул сонный математик.

Ночь… Колёса всё стучали…

А приятели молчали:

— Площадь?! Круг?! Пи Эр квадрат?!

— Знать, Квадраты и стучат?!!

Можно слагать стихи-юморески и к законам физики, и к алгебраическим функциям, и к любой области научных знаний. Учёба должна быть весёлой, задорной и интересной. И сделать её таковой – в Ваших силах. А я буду делиться с Вами своими простыми секретами и радоваться Вашим успехам.

Учитесь с удовольствием! Расширяйте свои горизонты! Подходите к занятиям творчески! И помните: даже то, что следует выучить – можно учить с выдумкой, с юмором, играя и наслаждаясь!

Приятного Вам учебного года!

Поделиться статьёй: