А Вы умеете составлять стихотворные памятки к задачам и правилам?
Не для кого не секрет, что многие правила в русском языке легче запоминаются, если использовать весёлые стихотворения, каламбуры и юморески.
Так всем нам со школьных лет знаком каламбурчик, помогающий запомнить падежи русского языка:
— Иван Родил Девчонку, Велел Тащить Пелёнку.
Каждое слово в нём начинается с той же буквы, что и название запоминаемых падежей: Именительный, Родительный, Дательный, Винительный, Творительный и Предложный.
Ещё пример. Слова-исключения, в которых после Ц пишется Ы:
— ЦЫган на ЦЫпочках подошёл к ЦЫплёнку и сказал «ЦЫц»
С помощью стихотворных каламбуров и юморесок можно оптимизировать изучение любого предмета, включая физико-математические дисциплины. Не так уж и сложно сочинить простой стишок для запоминания нужной формулы или константы. Зато легко и интересно учиться.
Вот как это можно сделать:
1). Подберите рифмы к термину, который надо запомнить. Если найдётся несколько рифм – будет даже интереснее, ведь у Вас появится выбор.
2). Термин и рифма к нему – это окончания парных строк. Остаётся придумать «первые половинки» этих строчек. Полный полёт Вашей фантазии. Можно сочинить всего две строки, а можно и четверостишие или больше – дело Ваше. Не смущайтесь, если получится смешно или даже абсурдно. Окей! Чем смешнее – тем лучше запоминается.
Пример. Как легко запомнить и не путать «Параллелограмм» и «Параллелепипед»?
Возьмём рифмы к этим двум словам: «Грамм» и «Щиплет». Придумаем визуальные образы и соответствующее им содержание строк, и получим например, такое:
— На бумаге весом в грамм
Я черчу Пар…лело…Грамм!
— А кирпич – Пар…леле…Пипед!
Бац на ногу! Ранку щиплет!
Для математических стишков можно намеренно разбивать слова на слоги, использовать разговорный стиль, ставить крупные буквы в середине слов, словом всячески усиливать эмоциональный и зрительный эффект. Этот простой принцип значительно облегчает обучение. И даже если Ваше чадо не любит делать чертежи – то такое правило в стихах запоминается и без дополнительных иллюстраций.
Многие дети, начав писать шутливые стишки о математике, вскоре так увлекаются, что начинают свободно рифмовать любые мысли, осваивая самые разные поэтические формы и стили. Именно поэтому среди физиков и математиков так много бардов.
Моя дочь тоже начинала свой стихотворный опыт с простеньких «запоминалок», а теперь пишет стихи для друзей и для души.
Напоследок приведу одно из наших с ней стихотворений (вновь о математике). Вот такую шутливую историю в стихах мы сочинили об известной формуле площади круга.
Ехал в поезде Профессор;
Наслаждаючись прогрессом,
Чай с баранкой попивал
Да кроссвордики решал.
Сели двое Шалопаев.
Книг хороших не читая,
Лишь вопросы задают
Да с беседой пристают.
Ох, и глупые ж вопросы?!
— Почему круглы колёса?
— Почему вагон стучит?
А Профессор – знай, мочит.
«Рассказать им про рессоры?!
Будут долги разговоры!..»
Ночь… И спать ему охота…
Навалилася дремота…
Чай с баранками допивши,
Лоб газеткою прикрывши,
Отложив на стол пенсне,
Видел формулы во сне…
Раззадоривши друг друга,
Братья хором: — Площадь круга?!
— Площадь?.. Круг?.. Пи Эр в «квадрате»!.. –
Буркнул сонный математик.
Ночь… Колёса всё стучали…
А приятели молчали:
— Площадь?! Круг?! Пи Эр квадрат?!
— Знать, Квадраты и стучат?!!
Можно слагать стихи-юморески и к законам физики, и к алгебраическим функциям, и к любой области научных знаний. Учёба должна быть весёлой, задорной и интересной. И сделать её таковой – в Ваших силах. А я буду делиться с Вами своими простыми секретами и радоваться Вашим успехам.
Учитесь с удовольствием! Расширяйте свои горизонты! Подходите к занятиям творчески! И помните: даже то, что следует выучить – можно учить с выдумкой, с юмором, играя и наслаждаясь!
Приятного Вам учебного года!