Ералаш

Борис Грачевский

Борис Юрьевич Грачевский (род. 18 марта 1949) — российский кинорежиссёр и сценарист, организатор кинопроизводства. Художественный руководитель детского киножурнала «Ералаш».
Борис Грачевский родился 18 марта 1949 года в Московской области. Окончил механический техникум, где получил специальность токаря. Учился во ВГИКе на факультете «Организация кинопроизводства».
В 1975 году по своей собственной версии совместно с драматургом Александром Хмеликом основал детский киножурнал «Ералаш».
Член Российской академии кинематографических искусств. Заслуженный деятель искусств Российской Федерации (2000). Обладатель приза «Золотой овен», двукратный обладатель «Золотого Остапа».
Создатель документальных фильмов, автор проекта «Социальная реклама».
В 2008—2009 году снял свой первый полнометражный художественный фильм «Крыша», вышедший на экраны в сентябре 2009 года.
С 2009 года неоднократно был председателем жюри «Видеобитвы». В этом же году дебютировал с полнометражным режиссёрским дебютом — фильмом «Крыша».
C 2013 года принимает участие в благотворительных проектах для детей с ограниченными возможностями Международного центра искусств Маргариты Майской «Арт-Изо-Центр».
В июле 2014 года Грачевский в качестве режиссёра приступил к производству драматического фильма с сексуальным подтекстом «Между нот, или Тантрическая симфония» о поздней любви композитора с мировым именем и молодой девушки из глубинки. Главные роли сыграли Андрей Ильин и Янина Мелехова.
Автор сборника юмористических изречений «Идиотизмы».
Член общественного совета Российского еврейского конгресса
С 2017 года член жюри детского КВН на телеканале «Карусель».

Интересные факты из жизни…

Борис Грачевский с детства привык развлекать и смешить. Он родился в Москве, но сразу переехал в подмосковный дом отдыха «Полушкино», где работали его родители. В его паспорте в графе «место рождения» так и написано: «Дом отдыха».

Отец Грачевского, Юрий Максимович, был культработником. Мама работала в библиотеке. Хохочущая толпа, которую развлекал отец, окружала Борю с детства. Он так всем и говорил: «Мой папа человек-праздник». Юрий Максимович проводил вечера анекдотов — желающие рассказывали анекдоты, а культработник на каждый анекдот выдавал по 3 анекдота на эту же тему.

С 5 лет Борис Грачевский стал участвовать в концертных номерах отца, а в 6 понял, что такое настоящий успех. Тогда отец разрешил ему участвовать в своем коронном номере — вместе они угадывали мысли. «Надо было очень много слушать, ждать всякие сигналы, значки, заложенные во фразах», — вспоминает Борис Юрьевич.

Еще в школьные годы Грачевский был дворовым лидером. Однажды они с ребятами решили пойти в школу через речку, которая только-только покрылась тонким льдом. Борис встал на лед, а тот сразу начал трескаться. Отступать назад было стыдно, и Боря решил ползти. Он переполз речку на животе. Ни у кого из ребят не хватило смелости это повторить.

Первая профессия Грачевского – инженер-конструктор. Он должен был строить ракеты, но выбрал кино. Однажды он подошел к отцу и сказал: «Папа, помоги мне, я хочу работать в кино». И отец устроил его на студию Горького грузчиком. Борис Грачевский в реквизиторских цехах, пока его не пригласили на картину «Преступление и наказание». Должность называлась «разнорабочий».

Чуть позже он попал на картину «Варвара-краса, длинная коса» знаменитого режиссера-сказочника Александра Роу. С тех пор Грачевский уже никогда не покидал студию Горького. Днем Грачевский старательно выполнял поручения на съемках, а ночью читал книгу Дейла Карнеги «Как приобретать друзей», чтобы произвести впечатление на новых коллег.

Через пару месяцев Роу полностью полагался на своего нового администратора и даже предложил ему небольшую роль. Эта первая роль Бориса Грачевского в кино – он должен был стать чудовищем, которое живет под водой, высунуть руку из воды и сказать: «Должок!» Валяться на полу возле специального корыта и размахивать рукой в резиновой перчатке был готов только Грачевский. «А потом оказалось, что это моя главная роль в жизни», — говорит он.

Борис Грачевский не боялся никакой работы. Нужно пол помыть – пожалуйста. В эпизоде сняться – запросто. Меньше чем за пару лет молодой администратор освоил едва ли не все кинопрофессии.

В 1974 году появился журнал «Ералаш», куда Бориса Грачевского пригласили уже директором. Создатель киножурнала драматург Александр Хмелик был наслышан об упорном организаторе Грачевском. Он пригласил его работать и не ошибся. Грачевский словно стал для «Ералаша» талисманом. Первый же выпуск дал огромный успех.

С тех пор было показано более 700 сюжетов, а снято — намного больше. Грачевский вырастил несколько поколений звезд. Все они называют его «кинопапой». Еще одно прозвище Грачевского «дядя Боря Ералаш». Уже более 30 лет он руководитель знаменитого киножурнала.

В своем кабинете на киностудии «Ералаш» Грачевский проводит гораздо больше времени, чем дома. В соседнем кабинете проходят кастинги и репетиции маленьких актеров. Грачевский редко приезжает на съемки. Режиссеры, которые снимают сюжеты для «Ералаша», обычно справляются без него. Работа киножурнала отлажена, как часы, и этим Грачевский очень гордится.

Традицию приглашать в «Ералаш» знаменитых актеров, певцов и телеведущих придумал Борис Грачевский. Это стало отличительной чертой «Ералаша». В отличие от детей, зарплата которых вполне сопоставима со взрослой, приглашенные звезды снимаются совершенно бесплатно.

Среди знаменитых выпускников «Ералаша»: Саша Лойе, Александр Головин, Сергей Лазарев, Юля Волкова, Федор Стуков и многие другие.

Борис Грачевский называет своей возраст «первой фазой второй молодости». Каждый день он придумывает себе новое занятие: поет, пишет стихи, недавно снял большое, совсем не веселое кино «Крыша». Он не любит выходные и нетерпением ждет, когда они закончатся.

«Я утром вскакиваю для того, чтобы быстрее что-то делать, я живу в огромном темпе. Такое ощущение, что я марафонец, который фигачит далеко-далеко,- говорит Грачевский. – Сейчас говорят, у тебя получилось кино, смотри, не брось «Ералаш». Ну, как я могу бросить ребеночка, которого, несмотря на 35-летний возраст, надо все время учить ходить, все время держать за ручку!»

Поделиться статьёй: