Молодые родители часто спрашивают:
1. Что, Когда и Как читать с ребёнком?
2. Какие можно придумать игры на основе привычных сказок и детских книг?
3. О каких ещё книжках кроме сказок нужно позаботиться?
Вот как можно интересно построить развивающие игры с малышом от 1 до 3 лет:
В 1 годик — простые и короткие стишки и сказочки (от 4 строк до 10-20 четверостиший, в зависимости от желания малютки) с большими понятными картинками, например «Где обедал воробей», «Репка», «Курочка Ряба», «Колобок» и др., а также детские сборники «частушки и потешки». Что надо помочь усвоить малышу из этих сказок? «Колобок не слушался – лиса съела». «Из золотого яичка хотели пирожок испечь – оно вылилось. С пола кушать нельзя. Плачут». «Репку — только все вместе вытянуть смогли. А не вместе – не могли!.. Когда вместе дружно – то и трудное дело вместе сделать можно». Слова подбираем максимально простые, предложения строим просто и понятно. Глаголами и существительными в основном разговариваем.
Около 1,5 годика – Сказки становятся длиннее и сложнее. Ребёнок будет рад, если вы к сказке досочините одно-два четверостишья в виде считалочки. Он любит сочиненные вами песенки, ему нравится когда вы ему поёте любимую песенку «кругами». Он хорошо держит внимание. Ему нужны большие объёмы впечатлений.
В процессе походов по музеям развивается речь малыша и тогда слова мамы обогащаются прилагательными, более красивыми фразами. Сказки удлиняются, вопросы для обсуждения по сказкам «серьёзнеют».
В 2 года — Пушкин (стихи легче слушать ребёнку). Вместе вспоминаем, на чём остановились, когда читали в прошлый раз (перед дневным сном мы читали и остановились где закладочка. А что у нас там с тобой было, помнишь?) Ребёнку могут быть уже доступны растущие объёмы прозаических сказок, если они «обильно» иллюстрированы и вы их не столько читаете, сколько пересказываете ребёнку в том объёме, в котором ему это интересно и подходит по концентрации внимания. Например, книги или раскраски с героями. Можно также играть в кукольный театр, пересказывая сказки и давая ребёнку потренироваться в воспоминании и воспроизведении фабулы событий.
В 3 года – малыш должен уметь по картинкам пересказать «докуда мы дочитали?» или пересказать целую сказку. Что для этого подходит из детской литературы? Например, Пушкин, Ершов – т.к. сказки в стихах, очень образные, легко запоминаются и восстанавливаются в памяти. К тому же в среднем на 10-20 четверостиший там приходится как минимум одна книжная цветная красивая иллюстрация. К этому времени малыш должен научиться внимательно рассматривать картинки и описывать то, что на них видит, включая настроение и характер персонажей.
К тому же 3 годика – это возраст, когда ребёнку нравится «играть в театр», где ему представляются сначала простые роли, а затем более сложные. Так с моей дочуркой в 3 годика мы начали ставить сценки. Разумеется, её роль сначала была «эмоциональная, но бессловесная». После нескольких простеньких сценок («Бабушка и внучка», «Антошка»), которые к слову можно придумать и самому, мы перешли к басням Крылова. Дочке очень нравилось «играть в Ворону и Лисицу», в «Кота и Повара», в «Демьянову уху». Ребёнок именно так и называет: «Давай играть в Ворону и Лисицу». И с удовольствием «придумывает костюм» — Вороне надо одеть что-то тёмненькое, наклеить картонный клюв (мы тогда лепили его медицинским клеем БФ-6, был такой четверть века назад…) А ещё придумывали, что взять в клювик в качестве сыра, чтобы можно было потом его бросить.
Главное – нужно дать ребёнку эмоционально «на деле» прожить все эмоции и воплотить все действия, и прийти к осознанным выводам, которые автор-литератор заложил в своё произведение. Это развивает и мышление, и эмоциональную сферу, и чувство времени (формируя понятия «вчера», «сегодня», «завтра»).